- ДИНАМИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ судна
- свойство корпуса судна воспринимать действие динамических нагрузок не разрушаясь, без существенных изменений его формы. Действие на корпус судна динамических нагрузок, т. е. нагрузок, характеризующихся быстрым изменением во времени величины, направления или точки приложения, вызывает значительные силы инерции масс корпуса, а также вибрацию судна. Динамическая Прочность проверяется при ударах о волны днищевой части и борта носовой оконечности судна при его движении навстречу волне, при ударах корпуса о воду во время продольного спуска, при плавании во льдах, швартовке судов и т. п. В этих случаях нагрузки характеризуются относительно небольшими районами приложения и высокой интенсивностью гидродинамических давлений или контактных усилий, что вызывает необходимость обеспечения местной Динамической Прочности. Местные динамические нагрузки приводят к появлению в корпусе общих ударных изгибающих моментов и перерезывающих сил, что вызывает необходимость обеспечения общей Динамической Прочности. Общие ударные изгибающие моменты при больших скоростях судна и развитом волнении м. б. соизмеримы с изгибающими моментами от статически переменных сил на волнении и даже превышать их. Кроме ударных воздействий опасными могут оказаться значительные инерционные силы, возникающие в мачтах и высоких надстройках судна при интенсивной качке. Этим обусловливается необходимость обеспечения не только общей и местной прочности мачт и надстроек, но и местной прочности корпуса в районе их крепления. Быстрое нарастание динамических деформаций и соответствующих им напряжений, возможных также из-за местной вибрации обшивки и набора корпуса в местах установки механизмов с неуравновешенными вращающимися массами, может привести к хрупкому разрушению корпуса судна, если скорость изменения деформаций превысит критическую для данного материала величину. Хрупкое разрушение при динамических нагрузках может наступить также вследствие усталости материала. В понятие Динамической Прочности включается также динамическая устойчивость, под которой подразумевают устойчивость напряженно-деформированного состояния конструкции под действием динамических нагрузок.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.